Рекомендации Международной конференции
“Язык и общество на пороге нового тысячелетия: итоги и перспективы”
(Москва, октябрь 2001 года)

23-25 октября 2001 г. в Москве состоялась международная конференция “Язык и общество на пороге нового тысячелетия: итоги и перспективы”, В работе научной конференции приняли участие известные ученые-социолингвисты из 16 стран: Австрии, Австралии, Великобритании, Италии, Канады, США, Тайваня, Венгрии, Литвы, Латвии, Испании, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии и России. Российская Федерация была представлена следующими городами – Элиста, Йошкар-Ола, Пермь, Санкт-Петербург, Барнаул, Майкоп, Казань, Нальчик, Улан-Удэ, Махачкала, Ижевск, Саратов, Томск, Тюмень, Волгоград. На конференции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с функционированием языков мира в разных современных языковых общностях: языковая ситуация и языковая политика, языковые конфликты и способы их нейтрализации, социальные функции языка и их классификация, социальная и региональная вариативность языка, соотношение языка и культуры, их функционирование и взаимодействие, взаимодействие языков, двуязычие и многоязычие как способ организации языковой жизни, позволяющий избежать языковых конфликтов. Особое внимание было уделено проблеме исчезающих языков мира, а также теории социальной лингвистики, методам и понятийному аппарату.

Участники конференции считают необходимым отметить следующие важные, релевантные для социолингвистики закономерности развития современного общества:

Учитывая все вышеизложенное, можно отметить следующее:

  1. Прежде чем давать оценку языковой политике отдельной страны, следует проанализировать языковые конфликты, связанные с этой языковой политикой.
  2. При разработке национально-языковой политики для отдельной страны необходимо соблюдать принципы Европейской Хартии региональных языков, которая проникнута уважением и вниманием к малочисленным языковым общностям, их языкам и культурам;
  3. Ценностные установки и интенции различных языковых групп столь разнообразны и многоаспектны, что единая языковая политика не в состоянии соответствовать стремлениям всех языковых групп и меньшинств в одной и той же мере.
  4. Новые концепции должны соответствовать потребностям групп, подвергающихся дискриминации и давлению. Положительным примером является европейская политика, действующая на основе принципа дополнительности, в соответствии с которым решения принимаются на возможно базовом уровне – обычно на уровне самих этноязыковых общностей.
  5. Многоязычие может способствовать миру и процветанию. Дополнительные коммуникативные навыки открывают доступ к различным культурам, создают новую идентичность и новые общности, позволяют избежать предрассудков и способствует повышению социального статуса и, в результате, достижению профессионального и материального успеха. Овладение вторым и третьим языками может ограничить этноцентризм монолингвов.
  6. Законы рыночной экономики определяют “рыночную ценность” многоязычия и отвечают потребностям языковой политики в суперэтнических общностях, таких как Европейское сообщество. Многоязычие в сочетании со сбалансированным интегративным языковым планированием способствует сохранению общественного согласия.
  7. Центральные проблемы планируемого многоязычия – образование и преподавание языков. Они отражают требования развития многоязычия в конце 1990-х гг. Это подтверждается такими явлениями современности, как окончание политической изоляции и рост интеграции “Запад-Восток”; открытие границ между государствами (Шенген, Нафта); явления регионализации и применение принципов дополнительности, дающее больше возможностей миноритарным языкам.
  8. Прямые последствия роста многоязычия для сферы образования таковы:

Языковая ситуация, языковая политика, языковые конфликты, социальные функции языка, функциональная классификация, влияние социальных факторов на язык, а также теоретические проблемы социальной лингвистики.

Hosted by uCoz