23-25 октября 2001 г. в Москве состоялась международная конференция “Язык и общество на пороге нового тысячелетия: итоги и перспективы”, В работе научной конференции приняли участие известные ученые-социолингвисты из 16 стран: Австрии, Австралии, Великобритании, Италии, Канады, США, Тайваня, Венгрии, Литвы, Латвии, Испании, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии и России. Российская Федерация была представлена следующими городами – Элиста, Йошкар-Ола, Пермь, Санкт-Петербург, Барнаул, Майкоп, Казань, Нальчик, Улан-Удэ, Махачкала, Ижевск, Саратов, Томск, Тюмень, Волгоград. На конференции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с функционированием языков мира в разных современных языковых общностях: языковая ситуация и языковая политика, языковые конфликты и способы их нейтрализации, социальные функции языка и их классификация, социальная и региональная вариативность языка, соотношение языка и культуры, их функционирование и взаимодействие, взаимодействие языков, двуязычие и многоязычие как способ организации языковой жизни, позволяющий избежать языковых конфликтов. Особое внимание было уделено проблеме исчезающих языков мира, а также теории социальной лингвистики, методам и понятийному аппарату.
Участники конференции считают необходимым отметить следующие важные, релевантные для социолингвистики закономерности развития современного общества:
Усиление процессов взаимодействия, контактирования народов мира, что соответственно вызывает усиление процессов контактирования языков, увеличение числа заимствований, снижение культуры речи.
Проходит процесс перераспределения социальных функций языков, что вызывает явные и латентные языковые конфликты, так как перераспределение социальных функций требуют срочного повышения языковой компетенции широких слоев населения.
Особое значение в жизни языковых общностей приобретают новые технологии (Интернет, e-mail, компьютерные способы хранения и обработки информации), соответственно применение языков в новых технологиях становится одним из показателей уровня функционального развития языка.
Современное состояние конкретных социолингвистических исследований, в частности, прекрасные исследования социальных функций языков мира, организованное канадским ученым МакКоннеллом, позволяют, создают предпосылки для разработки теории социальных функций языка, и, возможно, шире – функциональной классификации языков мира.
Прошлые века были веками, когда создавалась генетическая и типологическая классификации языков мира. Новый век, как нам представляется, может стать веком социолингвистической классификации языков мира. Это новая, неизвестная классификация, известны лишь ее основные принципы, а функция науки – создавать новое знание.
Как известно, некоторые отрасли лингвистики, как считают некоторые исследователи, находятся в кризисе – приходится описывать старый материал новыми словами. Социальной лингвистике это не угрожает, так как здесь много не исследовано, нет словаря социолингвистической терминологии, недостаточно разработана теория, не создана функциональная классификация языков. Кроме того, социальная лингвистика изучает динамическую, постоянно меняющуюся языковую жизнь современного мира.
Учитывая все вышеизложенное, можно отметить следующее:
- Прежде чем давать оценку языковой политике отдельной страны, следует проанализировать языковые конфликты, связанные с этой языковой политикой.
- При разработке национально-языковой политики для отдельной страны необходимо соблюдать принципы Европейской Хартии региональных языков, которая проникнута уважением и вниманием к малочисленным языковым общностям, их языкам и культурам;
- Ценностные установки и интенции различных языковых групп столь разнообразны и многоаспектны, что единая языковая политика не в состоянии соответствовать стремлениям всех языковых групп и меньшинств в одной и той же мере.
- Новые концепции должны соответствовать потребностям групп, подвергающихся дискриминации и давлению. Положительным примером является европейская политика, действующая на основе принципа дополнительности, в соответствии с которым решения принимаются на возможно базовом уровне – обычно на уровне самих этноязыковых общностей.
- Многоязычие может способствовать миру и процветанию. Дополнительные коммуникативные навыки открывают доступ к различным культурам, создают новую идентичность и новые общности, позволяют избежать предрассудков и способствует повышению социального статуса и, в результате, достижению профессионального и материального успеха. Овладение вторым и третьим языками может ограничить этноцентризм монолингвов.
- Законы рыночной экономики определяют “рыночную ценность” многоязычия и отвечают потребностям языковой политики в суперэтнических общностях, таких как Европейское сообщество. Многоязычие в сочетании со сбалансированным интегративным языковым планированием способствует сохранению общественного согласия.
- Центральные проблемы планируемого многоязычия – образование и преподавание языков. Они отражают требования развития многоязычия в конце 1990-х гг. Это подтверждается такими явлениями современности, как окончание политической изоляции и рост интеграции “Запад-Восток”; открытие границ между государствами (Шенген, Нафта); явления регионализации и применение принципов дополнительности, дающее больше возможностей миноритарным языкам.
- Прямые последствия роста многоязычия для сферы образования таковы:
- многоязычие должно получить поддержку на всех уровнях преподавания; отдельные предметы должны преподаваться на втором или третьем языках;
- не существует единой многоязычной модели преподавания для всех образовательных систем мира;
- многоязычие обычно дорого обходится, но в конце концов дает хорошие результаты;
- искусственное (управляемое) многоязычие должно по возможности замещаться естественным многоязычием, включающим языки окружения;
- многоязычие не должно быть привилегией академической элиты, дипломатов, и экспертов, но необходимостью и преимуществом как для языкового большинства, так и для меньшинства.
- Выводы и результаты работы конференции необходимо довести до сведения самих языковых общностей на местах (особенно тех, которые находятся в изолированном или периферийном положении), с тем чтобы они могли воспользоваться позитивным опытом реструктурирования этнолингвистических групп.
- Приоритетными, перспективными для социолингвистики исследованиями участники конференции считают следующие:
Языковая ситуация, языковая политика, языковые конфликты, социальные функции языка, функциональная классификация, влияние социальных факторов на язык, а также теоретические проблемы социальной лингвистики
.