| ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ |
| Язык |
| орочский |
| Общие |
| Генетическая принадлежность. Орочский язык принадлежит к западной ветви |
| Тунгусо-маньчжурской языковой семьи. Самоназвание языка – орочский, самоназвание этноса |
| – орочи. Орочский язык – этнический язык орочей, проживающих на территории Хабаровского |
| края. Орочи проживают в Хабаровском крае двумя изолированными группами. Первая, |
| наиболее многочисленная, находится на берегу Татарского пролива: в г. Советская Гавань и в |
| близлежащих поселках , а также в г. Вавино и в поселках Вавинского района . Вторая группа |
| орочей проживает в населенных пунктах, расположенных по берегам Амура и его притоков. |
| Нет ни одного населенного пункта, где бы орочи составляли большинство населения. |
| Доля орочей в населении Хабаровского края составляет .... Более половины орочей |
| проживает в городах. |
| Численность. Всего орочей, по данным переписи 1989 г., 671 чел. По данным этнолога С.В. |
| Березницкого, работавшего среди орочей в 1988-1992гг., в Хабаровском крае проживают всего |
| 467 орочей. Орочский язык, по данным переписи 1989 г., признали родным языком % орочей. |
| Однако это совсем не значит, что все они говорят или даже понимают орочский язык. Скорее, |
| это одно из манифестаций их этнической идентификации. С.В.Березницкий констатирует |
| фактическую смерть языка: орочский совсем не используется в повседневном общении даже |
| людьми преклонного возраста. Только некоторые из них могут припомнить несколько коротких |
| фраз, выражений на этом языке. |
| Вероисповедание. Среди орочей, как и среди других народов Севера, был достаточно развит |
| шаманизм. В Х1Хв. православные священнослужители – братья Александр и Прокопий |
| Протодиаконовы – предпринимали попытки обратить туземное население в православие, но |
| они не имели успеха. Орочи оставались язычниками. За годы советской власти шаманизм |
| был уничтожен. |
| В орочском выделяют три диалекта: тумнинский (на реке Тумнин); хадинский (по рекам Хади, |
| Уй, Коппи, Самарга) и хунгарийский (на реке Хунгари). Хадинский диалект испытал большое |
| влияние удэгейского языка. На тумнинский диалект оказал большое влияние горинский диалект |
| нанайского языка. Обособленно развивался лишь хунгарийский диалект. Тексты на орочском |
| были записаны в 20-е и 50-е гг,, они опубликованы как в России, так и за рубежом. |
| Орочский язык не получил письменности ввиду того, что его ошибочно считали одним из |
| диалектов удэгейского языка. Дело в том, что дореволюционные исследователи языков и |
| культур Хабаровского края (Л.Я. Штернберг, П.П.Шмидт, Л.Шренк и др.) большей частью |
| занимались удэгейцами, попутно заявляя, что орочи являются их соплеменниками, а значит, |
| орочский является диалектом удэгейского языка. В 1932-1936гг. орочские дети изучали |
| хорский диалект удэгейского языка, положенный в основу литературного удэгейского языка. Но |
| ввиду сложности обучения незнакомому языку , а также по причине быстрого |
| распространения знания русского языка среди удэгейцев и орочей, преподавание удэгейского |
| языка в школе было прекращено. |
| Отрицательно на судьбу орочского языка повлияли кампании по переводу на оседлость |
| кочевого населения и укрупнение малых населенных пунктов. Орочи утратили свой |
| традиционный промысел – оленеводство. В поселках они проживали и живут вместе с ульчами, |
| удэгейцами, нанайцами и, конечно, русскими. Это не могло не сказаться на уровне |
| сохранности языка. В конце 50-х гг. ученые уже отмечали, что дети и молодежь не знают |
| этнического языка, хотя старшее поколение прекрасно знает язык и помнит орочские сказания. |
| Однако старики старались говорить со своими детьми и внуками по-русски. |
| В настоящее время следует признать, что орочский является фактически мертвым языком, и |
| ,по-видимому, он не имеет никаких шансов на возрождение. |
| Основной центр по изучению орочского язы-ка находится в г. С.-Петербург (Институт |
| лингвистических исследований РАН). |
| Страница 1 из 2 |