ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Язык

орочский

Общие

Генетическая принадлежность. Орочский язык принадлежит к западной ветви

Тунгусо-маньчжурской языковой семьи. Самоназвание языка – орочский, самоназвание этноса

– орочи. Орочский язык – этнический язык орочей, проживающих на территории Хабаровского

края. Орочи проживают в Хабаровском крае двумя изолированными группами. Первая,

наиболее многочисленная, находится на берегу Татарского пролива: в г. Советская Гавань и в

близлежащих поселках , а также в г. Вавино и в поселках Вавинского района . Вторая группа

орочей проживает в населенных пунктах, расположенных по берегам Амура и его притоков.

Нет ни одного населенного пункта, где бы орочи составляли большинство населения.

Доля орочей в населении Хабаровского края составляет .... Более половины орочей

проживает в городах.

Численность. Всего орочей, по данным переписи 1989 г., 671 чел. По данным этнолога С.В.

Березницкого, работавшего среди орочей в 1988-1992гг., в Хабаровском крае проживают всего

467 орочей. Орочский язык, по данным переписи 1989 г., признали родным языком % орочей.

Однако это совсем не значит, что все они говорят или даже понимают орочский язык. Скорее,

это одно из манифестаций их этнической идентификации. С.В.Березницкий констатирует

фактическую смерть языка: орочский совсем не используется в повседневном общении даже

людьми преклонного возраста. Только некоторые из них могут припомнить несколько коротких

фраз, выражений на этом языке.

Вероисповедание. Среди орочей, как и среди других народов Севера, был достаточно развит

шаманизм. В Х1Хв. православные священнослужители – братья Александр и Прокопий

Протодиаконовы – предпринимали попытки обратить туземное население в православие, но

они не имели успеха. Орочи оставались язычниками. За годы советской власти шаманизм

был уничтожен.

В орочском выделяют три диалекта: тумнинский (на реке Тумнин); хадинский (по рекам Хади,

Уй, Коппи, Самарга) и хунгарийский (на реке Хунгари). Хадинский диалект испытал большое

влияние удэгейского языка. На тумнинский диалект оказал большое влияние горинский диалект

нанайского языка. Обособленно развивался лишь хунгарийский диалект. Тексты на орочском

были записаны в 20-е и 50-е гг,, они опубликованы как в России, так и за рубежом.

Орочский язык не получил письменности ввиду того, что его ошибочно считали одним из

диалектов удэгейского языка. Дело в том, что дореволюционные исследователи языков и

культур Хабаровского края (Л.Я. Штернберг, П.П.Шмидт, Л.Шренк и др.) большей частью

занимались удэгейцами, попутно заявляя, что орочи являются их соплеменниками, а значит,

орочский является диалектом удэгейского языка. В 1932-1936гг. орочские дети изучали

хорский диалект удэгейского языка, положенный в основу литературного удэгейского языка. Но

ввиду сложности обучения незнакомому языку , а также по причине быстрого

распространения знания русского языка среди удэгейцев и орочей, преподавание удэгейского

языка в школе было прекращено.

Отрицательно на судьбу орочского языка повлияли кампании по переводу на оседлость

кочевого населения и укрупнение малых населенных пунктов. Орочи утратили свой

традиционный промысел – оленеводство. В поселках они проживали и живут вместе с ульчами,

удэгейцами, нанайцами и, конечно, русскими. Это не могло не сказаться на уровне

сохранности языка. В конце 50-х гг. ученые уже отмечали, что дети и молодежь не знают

этнического языка, хотя старшее поколение прекрасно знает язык и помнит орочские сказания.

Однако старики старались говорить со своими детьми и внуками по-русски.

В настоящее время следует признать, что орочский является фактически мертвым языком, и

,по-видимому, он не имеет никаких шансов на возрождение.

Основной центр по изучению орочского язы-ка находится в г. С.-Петербург (Институт

лингвистических исследований РАН).

Страница 1 из 2
First Previous Next Last
Hosted by uCoz